Выдержка из книги А.Н. Замороки "Основы любительской радиосвязи":
"Одним из двух основных видов радиосвязи применяемых коротковолновиками является телеграф (CW). Он позволяет проводить связи при большом уровне помех, когда обмен информацией телефоном и некоторыми другими видами радиосвязи практически невозможен. Преимущество его еще и в том, что используя радиолюбительский код и Q-код можно проводить радиосвязи с разными странами мира не зная национального языка своего корреспондента. Кроме этого, нормативные акты в области любительской радиосвязи многих стран определяют, что для получения разрешений на эксплуатацию радиостанций (за исключением начальной категории) радиолюбители должны уметь принимать на слух и передавать рукой знаки телеграфной азбуки.
Телеграфная азбука была изобретена в первой половине XIX века американским художником и инженером Самюэлем Морзе, в честь которого она и была названа. По своему содержанию она очень проста и представляет собой различные комбинации двух элементов – точки и тире. Точки и тире – это посылки, отличающиеся друг от друга только длительностью. Тире длиннее точки в три раза. Из их комбинаций образованы все буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания и раздела. В русском алфавите есть буквы, которых нет в латинском, поэтому в русском варианте азбуки Морзе созданы свои комбинации точек и тире. Это буквы Ч, Ш, Э, Ю, Я.
Самый простой и надежный способ изучения телеграфной азбуки – в радиоклубе, радиотехнической школе или секции под руководством опытного преподавателя. Правда, многие из тех, кто желал бы ее изучить, живут в небольших городах, поселках и селах, где нет радиоклубов и радиотехнических школ. В этом случае узнайте, нет ли в вашем населенном пункте радиолюбителя-коротковолновика. Его можно найти по радиолюбительской антенне на доме или во дворе. Он наверняка не откажется помочь, если сам владеет телеграфной азбукой. Хорошим учителем может оказаться и бывший военнослужащий-радиотелеграфист. В крайнем случае, телеграфную азбуку можно изучать и самостоятельно.
Нормальный режим занятий - 3 - 4 раза в неделю по 1,5 - 2 часа в день (уроками минут по 25 - 30, с перерывами). Еще лучше - каждый день хотя бы по часу (по полчаса утром и вечером). Минимум - 2 занятия в неделю по 2 часа. Занятия реже, чем 1 раз в 3 - 4 дня, малоэффективны, так же, как и более 3 часов подряд. При нормальном режиме занятий, прием текстов со скоростью 40-60 знаков в минуту (знаком считается буква, цифра, знак препинания) осваивается примерно в течение месяца (а иногда и значительно быстрее). Самое главное - это регулярность и полная сосредоточенность во время занятий. Лучше заниматься полчаса, ни на что не отвлекаясь, чем дергаться между уроком и другими делами в течение трех часов. Отключайте телефон и всё остальное, что может помешать. Если вы знаете, что ближайший месяц будет слишком сильно загружен, то лучше отложите начало учебы на другое время. Но если уж взялись - то не отступайтесь, и тогда успех обязательно придет. К тому же, изучение "морзянки" может оказаться неплохим способом снятия стресса от забот и хлопот трудового дня.
Начинать изучение телеграфной азбуки следует только с приема. Когда скорость приема всех букв и цифр стабильно установится на 30 знаках в минуту, можно приступать к передаче этих знаков."
Существуют разные методики освоения телеграфной азбуки, самый простой из них, это метод напевов.
При изучении сигналов азбуки Морзе точки обозначаются как «ти» (произносится кратко, отрывисто), а тире как «ТА» (произносится протяжно). При словесном произношении (напевах) лучше использовать буквы, напевы которых произносятся, а также слова, рифмующиеся со звуковыми сигналами. При этом, воспроизводя звучание знака, все тире нужно произносить с ударением. Например, букву У ( · · -) следует произносить как «ти-ти-ТУ» - с ударением на ТУ (или как «у-бе-ГУ», с ударением на ГУ), а букву С ( · · · ), как «ти-ти-ти» (или, как «са-мо-лет»). Цифре 5 ( · · · · · ) соответствует рифмующееся выражение «петя-петушок» (пе-тя-пе-ту-шок) и т.д.
Один из вариантов напевов знаков телеграфной азбуки приведены в таблице по следующей ссылке.
Метод напевов имеет и отрицательную сторону. При данной методике действительно облегчается первичное освоение телеграфных знаков, но путем запоминания лишней информации. Мозг обучающегося сначала интерпретирует услышанный звук в напевную комбинацию, и только потом ассоциирует распознанную комбинацию в телеграфный символ. При невысокой скорости приема это не проблема, но при необходимости наращивания скорости приема промежуточное преобразование «звук→ напев → знак» замедляет распознавание знаков и усложняет процесс обучения приема на более высокой скорости.
Поэтому наилучший метод изучения телеграфа — непосредственное запоминание самой «мелодии» знака, без промежуточного сопоставления его с каким-либо напевом. Да, это замедляет обучение на первоначальном этапе, но в дальнейшем дает лучшие результаты при обучении приему на более высоких скоростях.
Ниже приведены образцы звуковых файлов телеграфного текста (с расшифровкой) для самостоятельного изучения азбуки Морзе.
1.zip 2.zip 3.zip 4.zip 5.zip 6.zip 7.zip 8.zip 9.zip 10.zip11.zip 12.zip 13.zip 14.zip 15.zip 16.zip 17.zip 18.zip 19.zip 20.zip 21.zip 22.zip 23.zip 24.zip 25.zip